17. апреля 2015 Райво Юрак Õpetajate Leht
8. апреля
дал Юрген Лиги в Рийгикогу должностную присягу министра образования и науки.
Ниже приведены ответы на вопросы, которые исходят из пунктов коалиционного
договора в области образования и наиболее обсуждаемых тем в общественности.
Юрген Лиги,
когда вас выбрали министром образования, дали ли вам какое-то большое задание,
которое вы должны выполнять? Например, у Аавиксоо было задание ввести
бесплатное высшее образование.
В науке и
образовании нет бóльшего задания, чем создание знаний и передача его другим, но
в этой деятельности министр не является главным героем. Деньги я не могу
назвать большой вещью, деньги не даны мне в наследство, также как и не дано
задание их больше тратить. На меня надеялись в более общем смысле, и я знаю,
почему
В
коалиционном соглашении много внимания уделяется обучению с помощью современных
дигитальных устройств. А как много внимания уделяется обучению совместной работе, например работе в
группах?
Это – цель
действующей стратегии образования. Коалиционный договор не является описанием
работы правительства, в некотором смысле это меню из наиболее привлекающих
внимание предвыборных моментов.
Как
относитесь к так называемым элитным школам, куда дети попадают в первый класс
по результатам тестов?
С
положительной ностальгией, потому что сам был испорчен одной такой школой.
Преимущество эстонской системы школьного образования – однородность, слабостью
же можно назвать небольшое количество школ высокого уровня. Конечно, это тема противоречивая.
Решать нужно, конечно, местным самоуправлениям.
Как
относитесь к частным школам? Достаточно ли в Эстонии частных школ? Что должно
быть миссией частных школ в эстонском образовании?
Отношусь как
к хорошей возможности для тех людей, у кого желания и возможности особенные. Отношусь
как к инновационной возможности и как к возможности привлечь деньги частного
сектора. Однако в фокусе внимания государства все-таки государственные и
муниципальные школы. Поскольку школьная сеть не отвечает сокращающемуся
количеству учеников, частные школы добавляют проблем также упорядочиванию школьной
сети. Многообразие школ не должно создавать проблем доступности бесплатного
школьного образования.
Останется ли
в русской школе требование, что 60% обучения должно проходить на эстонском языке?
Поддерживается ли обучение эстонскому языку в детском саду, начальной и
основной школе?
Да, конечно,
поддерживается, но бюджета у нас ведь нет.
В
коалиционном договоре написано также о привлечении денег частных лиц в высшее
образование. Останется ли высшее образование все-таки бесплатным?
Не скрою,
что я здесь одного мнения с ОЭСР (организация экономического сотрудничества и
развития) и ректором Яаком Аавиксоо, но не министром обороны Яаком Аавиксоо.
Наибольший выигрыш от обучения получает человек, который получает высшее
образование, поэтому частичная оплата обучения сама по себе один из
справедливых способов привлечения денег частных лиц. Однако, следует найти и
другие способы, но это уже отдельная тема.
Были ли уже
конкретные разговоры о том, куда, когда и в каком виде будет создана
государственная военная гимназия? (Игорь Грязин предложил в пример Суворовское
училище.)
Да, были, но,
только не используя военную модель Суворовского училища. Говорили о Тарту.
Решений нет, цель – общая доступность хорошего обучения. Уклон одной конкретной
школы не центральная тема для обсуждений.
Обязанность
учиться в школе продлевается до 18-летия. Это принесет с собой дополнительные
расходы. Откуда найдете дополнительные деньги?
Это ещё не
решено. Я не верю, что такое решение (в принудительном порядке привязать
кого-либо в таком возрасте к школе) будет работать. И не будет ли это работать
против тех, кто учится в школе не в принудительном порядке? Однако, работа с
18-летними и поиск возможностей для них – тема для отдельного обсуждения.
По всей видимости,
сейчас учебный день для ученика слишком длинный и утомительный. Что думаете об
удлинении учебного года и укорачивании летних каникул, чтобы укоротить учебный
день?
Это вопрос
для широкого обсуждения. 175 учебных дней означает большое количество уроков в
день. Как гражданин считаю, что более предпочтительны короткие учебные дни. Но
подтверждаю, что конкретной программы и разговоров на эту тему нет.
Останется ли
министерство в Тарту?
По всей
видимости.
Что было для
вас в школе (университете) самое увлекательное?
В школе
перемена и каникулы. Но обязанность учиться и становиться умнее была также,
примером служили семья и родственники. Учился в гимназии Мина Хярма. Учителя
химии и искусства внушили мне такие вещи, после чего было стыдно получать
оценки ниже «5». Позднее тоже самое случилось с сочинениями.
В
университете при получении первого образования были интересны экономическая
география зарубежных стран и практики по почвоведению и геоботанике, при
получении второго образования – монетарная теория.
Что считаете
самым большим достижением в своем обучении?
Быть выше
тенденций (тренда), получение результатов в конце деятельности (по сравнению с
тем, что было в начале этой деятельности), выполнение любой деятельности до
конца, а также то, что пошел учиться снова в эпоху пробуждения.
Вы были
добропорядочным учеником или были также неприятности?
Неприятностей
было много, но свинства не было никогда. Это была несдержанность, но не
распущенность.
Что должно
быть правилом номер 1 в учебно-воспитательной деятельности?
Я этого не знаю,
но знаю, что каждому человеку подходит разное. Но думая о своей жизни, могу
сказать, что важно счастье, важно в какой семье родишься и в какую школу попадешь.
Меня, видимо, держало на плаву чувство ответственности и обязанность выглядеть
достойно на фоне своих близких. Это не удавалось в полной мере, так как планки,
поставленные родными, были страшно высоки, однако это мотивировало.
Смелое и
прямое высказывание своих мыслей идет человеку скорее на пользу или во вред?
Говорить
прямо надо честно и с умом, однако на этот счет мнения людей расходятся. Меня
это устраивает, большинство политиков видимо нет.
Какие у вас
хобби, помимо спорта?
Круг моих
интересов достаточно широк, увлечения в моем ритме жизни – это другая вещь.
Наряду с работой читаю, занимаюсь спортом и расслабляюсь от всего этого.
—
Учительница Ноорлайд об ученике Юргене Лиги
Реэт
Ноорлайд
Учитель
английского языка гимназии Мина Хярма (бывшей 2-ой школы Тарту):
На уроках у
меня не было с Юргеном проблем. Тот юмор, который можно сейчас от него услышать
и который не всеми принимаем, был у него и во время учебы в школе. Я не была
несчастна, когда услышала, что он стал министром образования. Если бы он только
мог немного свой язык придержать за зубами в определенных ситуациях, потому что
это может сделать больно тем людям, кто не понимает его юмора.
У меня было
хорошее настроение уже тогда, когда он стал министром финансов, потому что он
по-настоящему честный и умный человек. Убеждена, что тогда, когда он был
министром финансов, он не сделал абсолютно ничего в своих личных интересах.
Таких людей сегодня очень мало.
Он сейчас
такой же, каким и был в школьные годы. Если он постарается выполнять свою
нынешнюю работу честно, учитывая также то, что в его семье есть педагоги (мама
была учителем английского в нашей школе), то я не вижу предпосылок для неудач.
Комментариев нет:
Отправить комментарий